Предисловие: Недавно я смотрел весьма интересное интервью с Мастером Германом Мочалиным, в котором он касался аспектов "внутренней" практики Синму Хапкидо. Честно говоря, ранее, меня особо не волновало структуирование данной темы в моей, личной, практике. Ну а что? Делаю себе и делаю, что называется "получаю удовольствие" и вроде бы всё ясно, но вот посмотреть на всё это со стороны, как-то не удосуживался. Недавно один любознательный читатель одной из тем, касающейся корейских боевых искусств которые я веду, задал вопрос об "энергитических упражнениях", это моя первая попытка как-то структуировать этот вопрос для себя, ну и чтобы понятно было другим мой нынешний взгляд на эту тему. Справка: Общий стаж занятий боевыми искусствами 36 лет, начинал с дзюдо, потом интерес перешёл на каратэ (ещё при СССР). Далее участвовал в боевых действия в Республике Афганистан, где навыки рукопашного боя пригаждались пару раз и в целом хорошая спортивная подготовка. После корпел над китайским УШУ был даже зачислен в сборную команду не только региона, но и РСФСР по этому виду спорта, хотя мои интересы более сводились к традиционному направлению, пока не увидел Тхэквондо верссии ИТФ. Поскольку период увлеченности ТКД попал на службу в спецназе налоговой полиции в том числе и в должности инструктора по рукопашному боя Управления, то естественно аспект спортивного применения меня мало интересовал. К тому же периоду, но немного позже, относится получение первой информации о Хапкидо. После ухода со службы, занимался преподаванием Тхэквондо и частной охраной деятельностью в контексте телохранителя. Позже спорт стал основополагающей направляющей моей жизни: руководство региональной федерацией, работа в спортшколе, работа инструктором ИТФ в Польше и т.д. Однако параллельно шла работа в направлении прикладного применения всего багажа знаний, которая так или иначе привела к Хапкидо, но уже на уровне изучения и преподавания. Первыми моими студентами стали сотрудники частных охранных предприятий - телохранители, сотрудники групп быстрого реагирования и инкассаторы, таким образом, техника проходила селекционный отбор на предмет быстроты восприятия и надежности. Со временем Хапкидо заняло собой всё пространство, практически вытеснив собой активную спортивную деятельность, в дальнейшем приведя меня, как я считаю, к классическому боевому искусству - Хайдонг Кумдо. "Энергетические" практики вошли в мою жизнь в период занятий Каратэ, именно тогда я увлёкся Йогой, в качестве развития дополнительных возможностей организма, там же, под руководством тренера, мы начали медитировать, стоять "столбом" и катать "шары", а так же пытаться бесконтактно выводить стоящего напротив партнёра из равновесия. Позже был даже контакт с мастером бесконтакта живущим на поселении, но дальше этого не пошло в отличии от моего друга (не буду называть имени), который поддерживал отношения вплоть до полного разочарования и экстрадиции этого мастера бесконтакта на другое место поселения. Все эти перипетии не помешали мне продолжать личные поиски и практику цигун и тайцзы. С закрытием СССР и открытием границ, в страну хлынули в огромном количестве всевозможные мастера бесконтакта, в том числе и свои экстрасенсы занялись активным продвижением на этот рынок в различном качестве, в том числе и как адепты всевозможных стилей боевых искусств. Я не стал бросаться в это море информации, видимо регулярная практика сделала меня скептиком, а просто тупо продолжал выполнять свои столбы и шары, хотя жизнь сталкивала меня и с представителями китайского цигун и его корейского подобия. Важное влияние на меня оказала встреча с ГМ Ли Хон Таем, который представляет вьетнамскую даоскую монастырскую школу Хон За, ряд "внутренних" упражнений определённо дополнили мой каждодневный арсенал, но так же и дали пищу для размышлений на тему методики боевого применения Ки и их тренировки. В принципе это и всё, что я хотел сообщить для восприятия предложенного мной ниже материала.

Энергетические упражнения - довольно сложное и объёмное понятие. Кто-то подразумевает медитацию в этом качестве, кто-то выполнение специфических упражнений подобие мягкого и жёсткого цигун, кто-то связывает это понятие с "изменением сознания", кто-то с "бесконтактом". В начале повествования хотелось бы пояснить: Ки/Ци/Чи - термин обозначающий некую энергию, из которой состоит вселенная и всё живое и не живое, говоря метафизическим языком - "жизненная сила". Она есть и её не может не быть, другое дело, что её можно израсходовать слишком рано или научиться накапливать, а в случае с боевой или оздоровительной практикой, даже направлять и использовать. Прежде чем научиться последнему, необходимо ещё научиться чувствовать, как пульс, сердцебиение или дыхание. В этом качестве выступают техники сидячей и стоячей медитации (цзо чань или джуан гун). Технология сих упражнений довольно проста и общеизвестна - успокоение сознания методом концентрации внимания на одной точке в пространстве или теле, ну и "прислушивание" к организму. Когда сознание перестанет отвлекаться на различные внешние раздражители, адепт начинает чувствовать или говоря метафизическим языком "слышать" своё тело и процессы, которые в нём происходят, а так появляется возможность влиять на эти процессы усиливая или уменьшая их. Это первый этап. Следующий этап - умение взаимодействовать с "энергией" противника. Старые наставники говаривали так: "умеющий слышать себя, слышит всё вокруг", то-есть научившись подчинять себе собственные процессы, довольно легко понять принципы взаимодействия с противником, а именно такие приёмы, как присоединение, сопровождение и контроль. Любая энергия имеет две стадии состояния, это покой и движение. Любая атака противника, это направленная энергия и соотвественно присоединившись к ней можно её перенаправить туда, куда необходимо для решения конфликта. Существует ряд упражнения для развития подобных навыков подобие "склеенных рук", ну понятно, что в основе их не механическое выполнение, а сознательная работа с энергией на уровне развитых в первом этапе комплексов. Те же упражнения выполняются и режиме "бесконтакт". Параллельно этому изучается искусство Кыпсо - расположение болевых центров на теле человека, а так же энергетических каналов. Боевая практика подразумевает перекрытие этих каналов через болевые точки для усиления воздействия используемых техник. Подобно оружию нуждающемуся в ежедневном уходе, энергетика человека так же нуждается в регулярной профилактике. Данную функцию в корейских боевых искусствах выполняют упражнения группы Танджонхо. Танджонхо - это упражнения обеспечивающие функциональную работу энергетических центров человека. Одни из них подобны китайской гимнастике цигун (бадуаньцзин и ицзиньцзин), другие, каратиским техникам ногарэ и ибуки. Не маловажным фактором в профилактике выполняют роль следование специальным диетам и морально-духовным правилам. По сути в разных школах хапкидо могут быть использованы разные формы Танджонхо, как "жёсткие", так и "мягкие", но при внешних отличиях задачи у них одни, я их описывал выше.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)