Интервью с Джетом Ли: "...В наше время мы должны были учить все восемнадцать видов оружия, внутренние стили, внешние стили - всё. Такова была наша учебная программа. А сейчас, если вы хотите участвовать в Олимпийских играх, то вы просто изучаете обязательные формы - и только... Я не утверждаю, что система стала лучше или хуже. Я могу только сказать вам, что физические качества спортсменов улучшились и они продолжают улучшаться. Почему каждый год устанавливаются новые мировые рекорды? Потому что обучение стало более научным. Спортсмены имеют доступ к лучшей еде, лучшим витаминам, лучшим докторам, спортивным физиологам и т.д. Эти факторы помогают развивать потенциал человеческого тела посредством спорта. Однако я полагаю, что глубоко внутри ушу стало намного хуже, чем прежде. Я говорю о внутреннем знании - о той части ушу, которая не вовлекает физическое тело. Внутреннее развитие – наиболее важная часть и этого определенно не хватает в современном ушу... Это может быть из-за правил. Судьи, которые работают по новым правилам, предпочитают определенный тип исполнения и награждают за это более высокими оценками. В результате спортсмены начинают обучаться по этим правилам, и никто не может обвинять их в этом. И внешняя, и внутренняя демонстрация навыка - важны, однако, современные правила не защищают последнего. Наиболее красивые вещи в боевых искусствах – это не спорт и не скорость. Что должны делать практикующие ушу, так это больше концентрироваться на Внутреннем. Они должны уделять достаточно времени для того, чтобы привести всю свою энергию вместе с разумом к завершению любого своего движения. Сейчас эти движения стали невероятно быстрыми, а прыжки - невероятно высокими... и все же эти элементы не усовершенствованы вообще. В прошлом году я видел пекинскую команду по ушу, приехавшую для выступления в США - у них такая же проблема... Я полагаю, что правила ограничивают их. Нет больше индивидуального "духа". В прошлом, когда мы наблюдали людей, занимающихся с прямым мечом (цзянь), то могли видеть, что десять спортсменов высокого уровня могут продемонстрировать это каждый в своем "духе". Даже простое движение "наведение меча" - каждый из них это мог делать совершенно по-разному, в соответствии со своим собственным индивидуальным ритмом, хотя и также технически правильно и четко. Какой же это был дух!.. Потрясающий!.. А теперь – "Трр!-Трр!-Трр!.." – спортсмены напоминают машины. Они перемещаются так быстро, что я едва могу увидеть то, что они делают!.. И нет больше никакого духа... Ушу – это не гонка. Оно не должно походить на другие спортивные соревнования, где побеждает самый быстрый спортсмен. Лично я люблю наблюдать различные стили. Я люблю, когда боевое искусство остаётся искусством, когда спортсмены-артисты развивают и исполняют свои характерные стили. Боевые искусства всегда были разнообразными и непохожими друг на друга: разные стили, разные культуры, разные страны. И мне было вполне привычным то, что могли, например, назвать чье-то место рождения уже только по тому, как этот человек выполняет движения: "О, посмотрите - этот парень верно из провинции Шаньдун!" или "Посмотрите, она, должно быть, из Шаньси" и т.д. Мы могли так говорить потому, что уже знали все эти стили!.. А теперь всё стало каким-то расплывчатым, всё стало однородным..." Как буддист, Ли считает, что трудности в повседневной жизни можно преодолеть с помощью религиозной философии. Также он говорит, что слава — это не то, что он может контролировать. Следовательно, раз это не зависит от него напрямую, он и не беспокоится об этом. Согласно Джету, всё, что он когда либо хотел поведать миру, содержится в его фильмах. Послание фильма «Герой» заключается в том, что страдания одного человека — ничто по сравнению со страданиями всей нации. Фильм «Денни цепной пёс» утверждает, что насилие никогда не является истинным решением проблемы. «Бесстрашный» говорит о том, что самый большой враг человека — это он сам. По мнению Джета, самое мощное оружие в мире — это улыбка, а самая большая сила — любовь. Также Джет Ли не рассматривает боевые искусства в первую очередь как средство самообороны. Он считает, что вместо того, чтобы играть в героя-одиночку, следует вызвать полицию, если это необходимо. По этому поводу Ли говорит: «Пистолет запросто, за долю секунды превосходит годы тренировок в боевых искусствах. Как я уже много раз отмечал, очень важно делать различие между кино и реальностью. Герой в кинофильме может выбить оружие из рук противника и спасти ситуацию, но в реальной жизни это, зачастую, не так». При этом Джет отмечает, что никогда не пользовался своими боевыми навыками в реальной жизни — и не хотел бы попасть в такую ситуацию

Китайцы в блогах о "ТКБИ vs СЕ" Автор: bogdan kurilko, 15 Декабрь 2016
Пишет ее саньдаист из сборной провинции. Ссылается на своего двоюродного деда- тот в 80-е был у руля создания саньда и судейства. Перевод и ошибки в русский яз. не судите строго- на коленке, лепил по-быстрому, за 1.5 часа....

" ....В этот приезд дед был открыт для беседы, не отнекивался и не отговаривался. Вопрос о том, «может ли традиционное ушу побить саньда» ответил, что если в перчатках,да по правилам саньда, да бойцы одного уровня (например, уровня команды провинции Фуцзянь), то саньда победит однозначно. Основная причина в том, что «шэнли» (словечко местное, означает физическую силу) и физические кондиции участников отличаются весьма сильно, скорость тоже отличается. А самое важное, что в традиционном ушу сам метод выброса силы в ударе, не сопоставим с силой и скоростью ударной техники саньда. В системе обучения Южного Шаолиня зародилась теория ударной техники. Мол, «согнута и не согнута», «прямой и не прямой», при этом выходит, что сила удара не выбрасывается до конца. Удар наносится «скрытой силой - Ли», речь идет о том, что травмирующее воздействие оказывает усилие –Цзир. Основная причина в том, что сравнивая техники боя традиционного ушу, везде упоминается об устойчивости центра тяжести. Поэтому удар не делают с вложением силы-Ли или с «вложением до конца». Если удар выполнен с «вложением до конца», рука полностью выпрямляется, то в таком положении легко травмировать суставы техникой цинна, легко быть «проваленным» и потерять центр тяжести, потерять устойчивость. Поэтому из Южного Шаолиня пошла тактика ударов на короткой дистанции (включая и цунь цзир) . Сила является объединением дивергентной и плейотропной (сам не тренировал, поэтому слова деда не уверен, что понял правильно), поэтому такая сила – Ли может быть выброшена по «дорожкам для цзиров». А удар в саньда использует линейное усилие, прямой вход, прямой выход, сила собрана в одном направлении, поэтому удар быстрый, ну и сила удара, конечно больше. Хоть и не ходит такая сила « по дорожкам для Цзир», но травмирующее ее воздействие на тело человека также велико.    Поэтому, у некоторых практикующих Южный Шаолинь, мышцы предплечья развиты непропорционально большими, в основном потому, что удары наносятся на короткой дистанции и мышцы предплечья координируют направление выброса короткого сильного удара. Дед привел пример с наполненным электрическими лампочками ведром. «Пробить противника» (в примере разбить лампочки внутри ведра) можно двумя способами: первое, это взять лом и пробить насквозь дырку, при этом лампочки, попавшиеся на пути, и близкие к ним, будут разбиты и раздавлены. Второй способ- это хлопнуть ладонью по ведру или бросить его с высоты вниз. При этом хоть с ведром внешне ничего не произойдет, но лампочки внутри разобьются. Во втором примере травмирующий эффект будет от сотрясения, а в первом от толчка-давления. В бою внешние и внутренние повреждения, на самом деле, происходят единовременно, границу между внутренним и внешним повреждением нельзя провести четко, как между черным и белым. Это всегда будет смешанный эффект. Но логика такова. Так называемые «дорожки для цзира» или «внутренний цзир», на самом деле это эффект того, что многонаправленность силы- Ли в момент удара обладает не только «пробивным» эффектом, но и эффектом «сотрясения». Поэтому травмируются внутренние органы. Это то, что народ ложно понимает как «удар внутренним цзиром». А удар в саньда, также обладает этими двумя разрушающими свойствами, но законы их приложения иные.    Вот не совсем подходящий пример. Удар боксера несет эффект «укола прямым выстрелом из ружья», а удар в традиционном ушу с использованием нэйцзир, это «несколько уколов выстрелами из сотрясаемого ружья». Удар боксера прямой и сконцентрированный, поэтому сила этого удара не «ходит дорожками цзир». Разрушающее усилие такого удара однонаправленное и явно определенное. Удар в голову, если кости головы не сломались, то это внутреннее сотрясение. Если кости сломались, то тогда рана уже внутренняя ударом-раздавливанием. Пробить корпус силы часто не хватает, тогда это «внешнее повреждение. Если силы хватает, то ломают кости и опять происходит «внутреннее повреждение сдавливанием». А удар с использованием внутренней силы в традиционном ушу несет сразу несколько поражающих факторов. Т.е. происходит комплексный смешанный эффект от удара. В основном, это потому что сила удара много направленная, и даже в том случае, если удар прямой, то все равно его сила и скорость не сопоставима с ударом боксера. Что касается народных мастеров традиционного ушу, что вступали в схватки со спортсменами по саньда, тот тут можно говорить о «колхозном кулаке» - ванбацюань. Для мастеров ушу, где удары ногами направлены в область паха и по суставам на ногах, с такими приемами в саньда делать нечего. Тут уже шуайцзяо становится для ушуистов более эффективным. А если на руки ушуистам одевают перчатки, то, учитывая способ выброса силы, удары их руками становятся практически бесполезными. Физическая сила многих мастеров ушу не развита, а если еще добавить выброс много направленного усилия по «дорожкам для цзир», то в таком случае однонаправленное воздействие, еще плюс амортизированное перчатками, становится совсем слабым. Вот и вылезает «колхоз»- тлишь бы ударить, как попало. Почти у всех такая реакция. Вот только борцы шуайцзяо чуть лучше справляются с этой проблемой. Я спросил деда а когда ему было 20, он сказал, что только в этом возрасте и выстоял бы против саньдаистов, сейчас бы и раунда не удержался. Я спросил, если б это были легендарные Ши Лун- Волшебные ноги или Бань Ван – Железная голова, дед ответил, что они бы еще быстрее потерпели бы поражение. Потому что у них выносливость, возможно, еще более никакая. Я- то хоть как-то поддерживаю форму, со времен средней школы привык ежедневно бегать. Дед считает, почему такая большая разница, да, правила разные- это одно, но главное- уровень тренированности отличается в разы. В прошлом большинство китайцев были слабо развиты физически, часто недоедали, поэтому не имели никакой устойчивости к ударам (набивки). Да и сам уровень тренированности был низкий, так как они были заняты другими делами, а занимались, если вообще занимались, понемногу и в одиночестве. Поэтому, средний народный мастер ушу, по современным понятиям, «удар не держал» вообще. А «кораблю быть наверху лишь при высокой воде». Когда вода низка, там сразу и техник можно много красивых, да и все получается. Но это все на «низкой воде». Например, спаррингуешь ты со старшим братом, и у тебя все выходит, и он может множеством способов проверить на тебе. А вот доведись ему столкнуться с действительно умеющим, ой все как будет по-другому… По правилам саньда , пусть будь хоть Сунь Лутан, Ян Лучань или Дун Хайчуань, все равно никто из них не побил бы хорошего спортсмена уровня сборной страны, т.к. когда они практиковали воинское искусство, была абсолютно другая реальность. Дед полагал что да, на то время и в том обществе, появлялись иногда такие мастера с врожденными способностями, что с энтузиазмом занимались всю жизнь, но их мастерство блистало лишь потому, что общий уровень был невероятно низок, а не потому, что их уровень был так уж высок. В то время не было достойных соперников, эти мастера не могли даже найти себе партнеров для тренировок, как же могло расти их мастерство? Мастерство растет в бою. Да и набивка - ее тоже сам себе один полностью не обеспечишь. Если вокруг тебя все неумехи, то сколько ты не был сильнее их, все равно равняешься на низкий уровень. И даже не надейся, что один ты будешь расти, стоять «журавлем среди кур». Не бывает такого. Вот почему в среде ушу так часто возникают причины для появления мастеров, все потому что их корабли «ходят по низкой воде». Но дед, однако, не считает, что традиционное ушу не способно победить современные единоборства. Ключевой момент - тренировки. Поддержка государства деньгами, множество занимающихся, частые соревнования, поощрения победителям и т.д. Вот пройдет так 20-30 лет, сменится 2-3 поколения, вот тогда, возможно, традиционщики и побьют спортсменов. Что касается современных мастеров БИ из других стран, во время собрания деду показали видеоматериалы, он считает, что уровень их еще выше (чем у китайских ведущих спортсменов). Он считает, что, несмотря на то, что техники во многом схожи, а у китайского саньда даже более разнообразны, но физические кондиции спортсменов отличаются весьма значительно, не побить еще китайцам иностранцев. Как говорится, против лома нет приема (десятки умений не стоят одой грубой силы). В традиционном ушу это называют грубой силой, дед говорит о ней в двух смыслах: физическая сила и физические кондиции. Эти два понятия важны как сами по себе, так и их соотношение. Точный смысл сказанного на языке традиционного ушу это: «если у одной из воюющих сторон в запасе мощная ударная сила, он за один удар может убить или искалечить». (Т.е. он и силен и у него есть врожденные способности), а у другой стороны нет такой силы, то, даже если техника хорошая, придется очень тяжело. А вот если у противника еще и техника есть, то все - без шансов. Если сегодня хоть кто-то из китайских спортсменов хоть раунд выстоит против лидеров мировых БИ, то он бы заслужил высшие награды от самого Председателя Мао. И все бы эти «выстоявшие» сразу стали в Китае «мастерами первого поколения, родоначальниками стилей». Потому что заграницей соревнуются уже более 100 лет, представь, что ты сможешь выстоять с нуля раунд против тех, у кого 100 лет опыта, так ты талант среди талантов… Что касается того, чтобы «снять перчатки и драться по правилам традиционного ушу». Дед полагает, что все равно мастерам ушу не побить китайских и иностранных спортсменов высокого уровня. Вот, если, например, в первом раунде из 10, традиционные мастера может и выстоят на равных, то, начиная со второго раунда, плюсы современных единоборств начнут давать о себе знать, а к 5 раунду шансов на победу у традиционщиков практически не останется. Этому нет никаких особых причин. Функциональная выносливость, сила, скорость- все это очень сильно отличается у спортсменов. Техника тут уже не поможет, ее не применить и ею ничего не удастся скомпенсировать. Глядя на телосложение иностранцев на видео, дед говорил, что они точно собьют тебя с ног и ты потеряешь равновесие и упадешь, лучшее что можно, это упасть с ним вместе. Никакие твои одиночные удары ногами не остановят его захват и сближение. Что до ударов в пах, область тайян, горло, шею, под ребра и пр. , если ты опытный боец и применяешь против неопытного и то, нужно делать неожиданно и точно, что весьма непросто. А уж есть против вас опытный подготовленный набитый боец , то опираться на эти техники бесполезно, так как не получится. Ты его и обычные места то места не пробьешь, как тут надо умудриться неожиданно попасть в такие хитрые места. Взгляды деда, это отнюдь не то, что саньда- это круто. Он считает, что отставание традиционного ушу в первую очередь зависит от уровня и интенсивности тренированности, правила поединка тут не при чем. Если традиционщик думает противостоять себя или свою школусовременному СЕ, то надо менять методику тренировки, добавлять что-то самое эффективное из техник СЕ. Хоть в традиционном ушу и много техник, но надо помнить, что они появились в старые времена, когда уровень бойцов был низкий, именно поэтому при встрече со спортсменом высокого уровня они могут просто не работать. Мастерство ведь в любом деле так и растет шаг за шагом, впитывая в себя самое эффективное из техники. Раньше, может вообще не было ударной техники, только боролись, условия таки были, но вот теперь добавили ударную, есть прогресс. Поэтому, если традиционное ушу хочет выйти на современный мировой ринг (лэйтай), то менять надо многое. Менять и пробовать в поединках, отбирать и сортировать техники. Заново разработать набор техник, реально применимых против СЕ. Вот только «нараз» этого не сделать, это целый процесс, более того, нужно соответствующее окружение и поддержка общества. Дед говорит, что не стоит думать, что саньда- это не гунфу, саньда- это самый и есть гунфу. Просто техники саньда узконаправлены, ограничения четко определены, поэтому много техник саньда не используется. А вот в традиционном ушу набор техник широкий и он подходит для самых разнообразных противников и правил. Вот только часто богатство разнообразия меркнет по эффективности, если сравнивать его сравнить с чем-то с одним, но наработанным и узкоспециализированым. Поэтому, если сравнивать ТКБИ с саньда, то в поединках саньда эффективнее. Именно по той причине, как раньше говорили «не нужны все 300 искусств Шаолиня, выбери одно из них лучшее». Вот смотрит дед на видео бойцов тайцев, ноги у них набитые, к ним близко и не подойдешь. Выглядит, что они слегка пинают, но попади такой удар в цель - мало не покажется. Это не значит, что техника или метод хорош, это говорит о том, что наработано хорошо. Да, да, в Китае набивка тоже есть, давно известна, возможно, и в Тайланд она пришла из Китая. Но! У них разные требования к поединкам, другая обстановка, у них и развилась эта особенность-гунфу. У них это однозначно лучше, чем у нас. А у ткби есть другой плюс - это богатство техник, как говорится техники «глубоки и многогранны». Вот только надо быть готовым копать и искать, практиковать, искать подходящее окружение для тренировок, тогда и только тогда ткби сможет догнать саньда. Надо понимать, что ткби- это большое преимущество Китая над иностранцами. У них есть только бокс. Найти в ткби техники, что нейтрализуют бокс, он и перестанет быть более эффективным. Им самим придется тогда искать пути развития. Учиться у других стран. Все подлежит развитию, нет развития- нет использования, чтобы было хорошо 100 лет назад, сейчас можно чуть ли не на свалку. С гунфу также- его надо развивать, но развивать его лишь на поприще народных учителей- этого точно мало. Не надо само уничижаться, но и не надо «рассказывать сказки», надо быть ближе к реальности, гунфу ведь- это то, что можно « и увидеть, и пощупать». Дед говорит, что раньше в ушу встречались бойцы или с быстрым ударом или с тяжелым-мощным ударом. А вот, чтобы удар, и быстрый, и тяжелый- это было очень редко , он например, за всю жизнь ни разу не встретил бойца с таким ударом как в боксе- и быстрым, и мощным. Телосложение людей раньше было слабым, тут уже совсем не важно, присутствует ли какой-либо нэйцзир. У современных профессионалов СЕ, особенно у иностранцев, дать им мастерам ткби ударить их с нэйцзиром- не пробьют. А вот если они ударят, даже если шаолинских мастеров, то скорее всего те не удержат такой удар. Кто бы это ни был из мастеров прошлого, не устоит. Все потому, что все вокруг изменилось, сейчас все не так, как раньше. Тех требований по физической силе и технике, которых ранее хватало, чтобы побеждать, сейчас не хватает. Да, Сунь Лутан, Ян Лучань, Дун Хайчуань – они бы, возможно, побили иностранных мастеров БИ,своих современников, сто лет назад ( и то не факт), но если умозрительно представить их бой с современными профессионалами БИ- никаких шансов. Почему нам часто кажется, что спецназ вытворяет что-то волшебно-жуткое? Да нет там ничего такого. Они тренируют профессиональные знания непрерывно 5 или 3 лет, но от практики рукопашного поединка все это очень далеко. Их физическая подготовка и кондиции также намного ниже, чем у действующих спортсменов саньда. Если взять среднего спецназовца и выпустить его на ринг с сандаистом, то у него не будет шансов. Но если убрать все правила, то у спецназовца появляется шанс. Почему? Потому что цели тренировок у них были разные, у спецназа никогда не было правил, поэтому там, где нет правил, их техника «заиграет». И, если их выносливость или функциональная подготовка не так уж сильно будет разниться с той, что у спортсменов, то у них появится шанс использовать что-то свое из техники и победить спортсмена. В независимости от стиля ткби, технику следует тесно смыкать с физической силой и скоростью. Если ткби-ст хочет хоть как-то противопоставить себя СЕ-шнику, «взрастить в себе» умение драться, то он в первый черед должен быть здоров, сыт устроен в жизни. Затем пусть вводит в практику тренировок профессиональные тренинги из СЕ, участвует в соревнованиях. Пройдет 10-20 лет, сменятся несколько поколений, тогда, можно с уверенностью сказать, что появится целая плеяда тех самых «мастеров ткби», о которых мы все так бы рады были говорить. И вот тогда на соревнованиях без правил ткби «порубит в капусту» и саньда, и тайский бокс, потому чтобы как бы они не были хороши, но у них все же много ограничений, а в ткби нет правил, а когда нет правил- это значит ты сам устанавливаешь правила. Сила ткби в разносторонности, глубине и разнообразии техник. Тогда ушу проявит свои сильные стороны. И не тем, что появятся несколько новых Брюс Ли, нет. А тем что в ушу, единственном БИ в мире, есть все! И все виды оружия, длинное и короткое, и борьба в стойке, и ударная техника, и заломы , и борьба на земле и много еще чего. А ведь все это еще и различно в разных стилях ушу- от дитанцюань до пьяного кулака. Сейчас все единоборства воспитали своих чемпионов, есть громкие имена по боксу, тайскому боксу и т.д., но только ушу, утратив связь с реальностью, остается «вещью в себе». Ушуист никогда не скажет гордо : Я лучший в мире БИ ! И это не связано с конфуцианской скромностью, а потому что он знает, что куда ему... То богатейшее собрание боевых техник в ушу, даже если всем вместе взяться изучать, все равно не осилить одному поколению. Все мастера ушу все равно для себя отбирали лучшее. Разнообразие техник- вот сильная сторона ткби. А сильная сторона европейцев или африканцев- это их природная мощь. Вот если бы в Китай приехал африканец с хорошими природными данными и профессионально занялся саньда- очень может быть он бы стал чемпионом мира по саньда. Но это было бы достижение китайского ушу! Ровно также, займись китаец иностранным единоборствами и стань чемпионом, это не заслуга Китая, а заслуга той страны, где развито это единоборство. Лично я считаю, что методически техники тренинга и поединка в ткби наиболее разнообразны, глубоки и всесторонне развиты. Но это не говорит о том, что техники ткби автоматически применимы в бою. Нельзя прямо так, взять и стать чемпионом. Хоть техники ткби и разнообразны и систематезированы, надо уметь извлечь выгоду из того, что старшие поколения непрерывно образовывались, собирали и хранили знания и опыт. Ушу ведь появилось как искусство именно боя,в котором была потребность в те тревожные времена войн и смут. Только тогда копился реальный боевой опыт в достаточном количестве. Ушу- это практическое искусство, его надо применять. Поэтому расцвет ушу пришелся на последние годы династии Цин и первые годы Китайской Республики, когда во вермя оккупации появилось множество истинно народных героев- мастеров ушу. Почти Все мастера, которых сейчас мы упоминаем в рассказах - все они из того периода истории. Все это объективно. Потому что ткби- это искусство убивать, это не соревновательный спорт. В прошлом, на лэйтай даже самого низкого уровня, что в деревнях, подписывали договор на случай смерти одного из участников. Сколько тогда было много травм- боюсь сейчас, даже на самых кровопролитных соревнованиях без правил, нельзя сравнить. Иными словами, «ткби никогда не обслуживало физкультуру и спорт». Нет правил- это уже правила для ткби. Если начать сравнивать с современными соревнованиями где есть правила- это не правомерное сравнение. К тому же у нас в стране уже 60 лет как мир, учителя, что «убивали техниками ушу» уже почти все умерли от старости. А еще, пришла эпоха огнестрельного оружия. Все это очень сильно уменьшило «пространство для развития ткби». Падение общего уровня мастерства- это естественный для ткби процесс. Это и есть причина, по которой дети и внуки по школе Сунь Лутана, Ян Лучаня и Го Юньшэня все больше и больше отличаются по мастерству от основателей. А вот соревновательные единоборств - тут все наоборот. Позитив, профессионализм и узкая специализация- это все что развивается в мирных условиях и росте качества жизни. Потому как СЕ при мирной жизни относят к индустрии развлечений,как ни крути. Вот так и должно быть: одно увядает, другое развивается. Поэтому в эпоху СЕ ткби чувствует себя «противненько». За 300 - 500 лет до наших дней большая часть Тайланда принадлежала Китаю, ранее тайский бокс также входил в ушу и назывался стилем Бабицюань (тогда и Тайланд сам назывался по другому),со своей техникой и методами, но в среде ушу этот стиль никогда не считался чем то особенным, и бойцы этого стиля никогда не возвышались среди мастеров других стилей ушу. В то время в стране процветала национальная дискриминация, и каким бы ни был народ и культура этой страны, даже близлежащие территории и народ Вьетнама были в большем для китайцев почете, чем тайцы. Поэтому в то время такое жизненно важное искусство как ушу, ну ни как не могла опираться на национальные техники народа «каково то там Тайланда» и сравниваться с ушу Китая, на соревнованиях муай тай-цы проигрывали один за одним, даже следа от них не оставалось. Бразильское джиу-джитсу. Оно пошло из японского дзюдо . А японское дзюдо пошло из китайского цинна и шуайцзяо. Затем муай тай пошел по пути анализа, исправления ошибок и нагнал другие БИ. За последние 30 лет развития боев без правил, муай тай вышел на достойное место. Это и объясняет нам, почему тогда Бабицюань не мог занять такое же место в ушу, т.к. были слабые места в технике. Если говорить о боях без правил- тут уже вся мощь муйа тая скатывается к тому, на что претендовал Бабицюань в ушу. Читал статью – муай тай против саньда. Муай тай-цы предложили разрешить удары коленями, а так как саньда это не использует, китайская сторона не разрешила, а тайцы говорят, что это их традиционная техника, на что китайская сторона отреагировала , мол разрешите тогда захваты цинна, ну все и «остались пить вино в молчании». Всем известна мощь ударов локтями, коленями, руками и ногами муай тай. Но! это не имеет никакого отношения к тайскому ушу, которое не особо развито. А вот сам муай тай имеет три особенности : 1. Это ветвь высокого уровня восточных БИ, собравшая эффективные техники 2. Вследствии колониального положения, даже то, что методы тренировки там уже давно были более современными, они по определению были эффективнее, чем в архаичном ушу. 3. Мирное состояние общества способствовало тому, что тайское БИ все больше уходило в сторону физкультуры и спорта, развитию популярности в мире. Поэтому, по началу саньда не могло противопоставить технике муай тай ничего, сейчас ситуация постепенно выправилась. Это не потому, что техника саньда выросла, а потому, что спортсмены набрались опыта и уже могут противопоставить что-то технике тайцев. Меня спрашивали, что круче- саньда или муай тай? И то и то, и не то, и не то. Если просто сравнивать китайцев и тайцев,как людей, то, конечно же, у тайцев нет шансов. Причина очень простая. Оба вида БИ близки, и если правила общие, то можно вообще говорить о них как об одном виде. Методы тренировки разные. Но различие не большое, примерно как между европейской и американскими школами баскетбола. Но выборка спортсменов в Китае, конечно же более полноценная, т.к. народу больше, да и страна мощнее. Та же история, если американцы, вдруг, возьмутся развивать саньда, то пройдет 20 лет , и саньда уже не будет прерогативой Китая. Как произошло с дзюдо.   Часто встречаю в интернете, как ушуисты вступают в полемику с саньдаистами, бойцами К1, тайцами- тоска берет. Вопрос то простой. Надо определиться с ролью ушу, иначе никогда не договориться. Ушу- это вам «боевое направление, представляющее Азию на мировой арене» или!!! это «один из главных родоначальников мировых БИ, прародитель». Ушу- это цельная, одна из самых полных систем БИ (но,Систем!!). Саньда, муай тай, К1 и др.- это просто направления СЕ, частично систематизированные, прошедшие обкатку соревнованиями и видоизмененные правилами. Если это четко понимать, то многие виртуальные споры будут разрешены. Кроме того мы знаем, что в любом спорте- чем меньше ограничений в правилах, тем больше интересующихся этим видом, классический пример- это футбол. Так же и бокс, в котором по причине слабого конституционального телосложения китайцы выступают пока плохо, невозможно сравнить с европейцами и африканцами, но вот если уходить от узкоспециализированного как бокс, в сторону саньда, где больше техник- сразу появляются шансы. Поясню еще так, например, если, вдруг, в будущем, в боксе вообще запретят правилами уворачиваться и маневрировать, надо будет просто стоять и бить, то у китайцев не будет ни одного шанса в сто лет хоть раз стать чемпионом. Поэтому, если ушу хочет развиваться и дальше, то ушу не должно даже и пробовать даже идти по пути современных мировых БИ, не стоит его популяризовать, делать шоу и пр. Тогда это уже будет не ушу. Всем уже будет все равно, останется ли вообще ушу как таковое. Подумаешь, еще один вид развлекательного БИ. Пришел, ушел- какая разница. Ценность ткби состоит именно в системности, сохранять системность нужно только целиком, тогда и только тогда ушу будет чего то стоить в нашем современном мире. Если пытаться что-то отдельно оттуда извлечь, или, наоборот отрезать за ненужностью, то это абсолютно точно будет просто разрушать почву, на котором ткби может существовать. Это повлияет и на ценность извлеченного , и на ценность, оставленного после отбрасывания «ненужного». Вот простой пример. Многие знатоки спорта говорят так : «саньда эта эссенция ушу, саньда – это лицо ушу, это то, во что ушу трансформировалось в современных условиях» . Это абсолютно неверно. Это вообще «перевернуть смысл с ног на голову». Если с этих позиций развивать ткби- это значит довести его до скорейшей гибели. Максимум, что можно сказать, что саньда- это один из «способов выражения ушу», как и таолу, показательные выступления ровно такие же «способы выражения ушу». Но все это частности, части целого. Потому что ,если бы «саньда представляло шу», то такое ушу совершенно не нужно «сохранять», да и вообще в его существовании не было бы необходимости. Звезда китайского саньда Лю Хайлун (чемпион по саньда) точно не сможет биться с чемпионом Америки в свободном стиле, да и по всему миру найдется много спортсменов, с которыми его уровень недостаточен. Влияние саньда на другие БИ в мире ничтожно, чего ж его сохранять то? Что в нем особенного? Ничего. Надо смотреть реальности в глаза. Лично мне кажется, что ткби должно передаваться по правилам ткби, естественным путем идя из поколение в поколение. Но государство должно создать условия, чтобы у ткби появилась возможность использовать достижения современной науки. Тогда теория ткби станет еще более системной, наукоемкой, процесс тренировок более грамотным. Только это не значит, что надо «понаставить многофункциональных тренажёров из фитнесс залов», смысл ушу должен сохраниться. Самое ценное в ушу- это методы, особые тренировочные техники, а не «сколько ты можешь побить народу». Сколько ты можешь побить- это вопрос не к ушу,а к отдельному человеку. Как говорил Брюс Ли : не бывает крутого БИ, бывает крутой человек.    Вместе с развитием технологий, скорости роста производственных сил в обществе, условия для сохранения и передачи ткби «становятся все более гадостными» (мир под Небом, мало драк на улицах, драка все чаще заканчивается стрельбой, народ сыт и одет, привык жить в довольстве, не «есть горького».) Раньше поле деятельности для ушу было широчайшим: на войне, в армии, в правоохранительных органах, в мафии, среди бандитов, черные, белые - все им пользовались. Отличалось только интенсивностью. В мирное время мастеров было просто чуть меньше, чем во времена беспорядков. Однако, в наши дни, сохранение и передача традиций в ткби претерпели серьезные изменения, традиция часто даже просто прерывается, что бывает обусловлено и самым способом передачи (и уст в сердце), когда что то если утеряно, то навсегда.    Все говорят, что гунфу, мол, из Шаолиня вышло. Я считаю, что кроме исторически обусловленного места самого монастыря, для такого высказывания других предпосылок и нет. Шаолиньское ушу – это две волны развития. Первая- в эпоху Тан, вторая – в эпоху Мин. Тан- это времена мира и процветания, ушу там развивалось исключительно при поддержке государства (близлежащие селения давали деньги деньгами на защиту , давали много, появилась экономическая поддержка, появилась стабильность, появилась система практик и тренировок). Вторая волна- это политическая поддержка. Шаолинь потому заимел заслуги в глазах Танских князей, оттого что они были «мягкотелыми и часто делали поблажки». Это были времена, когда вся страна «прекратила воевать и начала заниматься гражданскими делами», монахи-воины распахали монастырские земли, на соседних полях работало множество людей, многие стали ходить в монастырь тренироваться, была сформирована благоприятная среда для развития и передачи знаний. В эпоху последних лет династии Мин по причине частых набегов японских пиратов Вокоу Шаолинь получил еще большую экономическую поддержку на подготовку воинов , дабы дать отпор японцам. Опять таки, была сформирована благоприятная среда для развития техник и передачи мастерства. Благодаря такой экономической поддержке на то время Шаолинь можно считать «сборной Китая» по ушу. Имя монастыря стало звучать на всю страну, и сам монастырь стал неразрывно связан с ушу. На целых две династии монастырь стал центром развития и распространения ушу. Все говорят о том, что «гунфу вышло из Шаолиня», но!! Обратите внимание, нет нигде упоминаний о том, что из Шаолиня «вышли бойцы высокого уровня». Все мастера боя прошлых лет, что на слуху, среди них нет ни одного, вышедшего из Шаолиня. Говорится о методах, тяжелейших тренировках, набивках и пр., но выборка мастеров боя, хотя бы среднего уровня, очень узка. При том еще и религиозные ограничения, не забывайте о них. Объективно, Шаолинь не дал миру бойцов, он дал методу.    Мое личное мнение, что надо использовать опыт истории. Тогда правительство поддержало ушу, сейчас ,если удастся сделать специально еще раз так, сконцентрировать основные стили ТКБИ, тогда хотя бы основа стилей не была бы утеряна. Хотя, множество стилей, конечно же будут передаваться в среде народа, самостоятельно. И там тоже есть опасность утери традиции. Но нельзя допустить превращения ушу в спорт. Надо просто создать условия, где ушу будет естественно существовать для продолжения традиции. Истории о том как Хо Юаньцзя, Хань Муся побеждали иностранных бойцов, дед полагает, что мастерство то у них было, но никто точно не знает уровень самих этих иностранцев- тут все покрыто мраком. Китайские мастера - тут нет вопросов, это были лучшие, это было великое действо воодушевления для всего народа. А все эти «иностранные силачи» появлялись «из ниоткуда», нет ни одного доказательства, что они представляли страну или были на высоком спортивном уровне в своей стране. Если объективно говорить о самой возможности таких боев, то это руководство двух стран должно было готовить и подбирать бойцов. Соревнования должны быть легальны и открыты для всех. А сами места проведения, участники, даже зрители того, что было на этих схватках- все настолько «мутно и непонятно».   Большой плюс БИ у иностранцев- это длительная история соревнований. Но все это были зрелища и ради денег, насмерть никто не бился. Заграницей не было такого понятия как «лэйтай». Ринг был, но он ограничен спортивными правилами. В Шанхае до революции тоже пытались устроить соревнования, но с китайской стороны уже приходили не мастера, а молодежь, что пыталась учиться по спортивным методикам. Кроме того, надо помнить, что Китай был вообще закрыт для многих иностранцев. Да и не было спорта, как такового в Китае, а большинство иностранцев высокомерно считали китайцев «китаезами», им и в голову не приходило устраивать бои. Иностранные мастера у себя устраивали бои, зарабатывали имя и деньги, опускаться до уровня Китая у них не было никаких мотиваций. Все китайцы знали о Хо Юаньцзя, но иностранцам был он не интересен совсем. Да и обычно, бой за деньги, даже если деньги предлагает китайская сторона, не подразумевал того, что иностранец готов умереть. Да и китайский боец тоже.    Дед рассказывал, что у них в команде был один шаолинец, который перешел на саньда и сейчас это уже пожилой тренер. Так вот тот шаолинец сказал так: «упадок ткби начался далеко не сейчас, а многим раньше с династии Цин и с появления в армии огнестрельного оружия. Начиная с тех времен, многие мастера ушу с военной службы перешли к гражданской жизни, начался упадок ушу. Мастера эти стали «массовкой для театральной сцены» в те неспокойные годы, «великанами в толпе карликов, не более»» . Сказано грубовато, но точно.    Дед говорил, что в то время еще не совсем осознал смысл этих слов, только сейчас, на старости, он стал понимать всю их значимость. Если все- таки забыть о «системном сохранении ушу» и попробовать только сконцентрироваться на отборе техник по принципу : сила- скорость, то, все равно не получилось бы «саньда из ушу»! Потому что саньда отбирала отдельные приемы из ушу. Если пойти таким путм, то ушу может исчезнуть. Все это не просто. Просто ошибиться тем, кто принимают решения.    Хороший пример взаимоотношений саньда и ткби привел дед: вот дудочка с дырочками, куда дуют. Самая маленькая дырочка- это народный «колхозный цюань»- ванбацюань, далее пошли дырочки саньда, муай тай, бокс, мма, а самая большая последняя – ушу. Вот только играют на дудочки с другого края, в большую дырку не дуют в нашем современном мире. Нет надобности в этом, легкие напрягать. Вот, например бокс, они бьют только кулаками. Значит, технически подпитаться от ушу они могут мало чем. А если это свободный бой, где правила более открыты, вот они могут много что позаимствовать из ткби. А современное общество, чем может помочь ткби? Это- сделать более научным процесс тренировок. Но современное мирное общество и эпоха огнестрельного оружия-все это реалии нашей жизни, это уже и так «помогло» развитию ушу.   Вот спортсмен команды по боксу, обычно считается, что ему не побить сандаиста его же уровня. Сандаист же, вряд ли побьет муайтайщика своего уровня, т.к. у них есть удары и локтями и коленями. Но если развивать в секции бокса «правила и методы бои для всех», то может со временем и таец не побьет боксера. Это то, что надо брать на вооружение ткби, чтобы убрать разницу в применимости того, что они изучают. Но начинать надо со своего уровня. Смотреть реальности в глаза. Но, блин, «сохраните лицо мастерам прошлого». Если по современным методикам тренировки тренировать ушуиста, дать ему время накопить опыт поединков, этот новый ушуист победил бы всех мастеров прошлого. Что нисколько не умаляет их заслуг в прошлом, однако.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)